Преподаватели ЦСиГН рассказали о темах своих исследований
Интересно, какие исторические события
являются предметом изучения преподавателей Центра социальных и гуманитарных
наук Университета ИТМО? 2 февраля на встрече в рамках конференции ППС они
рассказали о темах своих исследований.
Представляем вам краткий обзор их выступлений:
· Николай Богомазов представил доклад о российских
железных дорогах в годы Первой мировой войны, которые столкнулись со
значительно возросшими нагрузками, и настоятельно требовали увеличения
численности подвижного состава, а также большого количества путевых материалов.
Уже к концу 1914 года стало очевидно, что требования военного времени
значительно превышают возможности российских предприятий. И с 1915 г.
правительство стало размещать заказы на подвижной состав и путевые материалы
заграницей, в первую очередь в США. Однако стране не удалось избежать
«транспортного кризиса», ставшего одним из катализаторов событий 1917 года.
· Выступление Дарьи Мартыновой было посвящено
проведённым работам в рамках гранта РНФ для малых научных групп «Рецепция
музыкальных практик и ее репрезентация в визуальной культуре второй половины
XIX - первой половины ХХ века». На конференции она представила проект,
направленный на решение научной проблемы осмысления эстетического отражения
музыкальных практик в литературном творчестве, изобразительном и экранном
искусстве, массовой рекламной продукции, графическом дизайне. Автор проекта отметила,
что исполнители нацелены на разработку нового междисциплинарного направления в
области искусствознания.
· В докладе Андрея Васильева речь шла о политике римского императора Коммода в отношении христиан. Докладчик продемонстрировал существование альтернативной христианской традиции, позитивно оценивавшей правление Коммода для истории Церкви. Он пришел к выводу о том, что причиной этого была "экуменическая политика" и попытка интеграции самых разных культов в общую религиозную систему, объединенную фигурой императора.
· В выступлении Никиты Пригодича была предпринята
попытка характеристики проблем российской армии и гражданских учреждений в годы
Первой мировой войны, связанной с использованием грузовых и легковых
автомобилей. Преимущественное использование техники немецкого производства
накануне войны, малые мощности собственной автомобильной промышленности и
иностранные закупки в союзных странах были в основном фокусе доклада.
· Александр Белоусов рассказал про образ
петровского правления, который использовался в целях государственной политики,
уже начиная со второй четверти XVIII века. В центре внимания в выступлении
оказалась эволюция исторической политики по отношению к петровской эпохе во
времена Анны Иоановны, Елизаветы Петровны, Екатерины II и правителей XIX века
вплоть до деятельности последнего российского императора Николая II. В XX веке,
несмотря на тенденциозное отношение советской власти к наследию Российской
империи, личность Петра I сохранила свою знаковую роль в государственном
строительстве. Сегодня Петр I остается в исторической памяти российского
общества одним из важнейших государственных деятелей в истории.
· Галина Жиркова представила доклад о культурологическом подходе в преподавании истории. Культурологический подход понимается как совокупность методологических приёмов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной практики в разрезе культурологических понятий, таких, как культура, культурные образцы, нормы и ценности, культурная деятельность и интересы. В разработанном новом УМ «История России» в формате импакт-образования» акцентировано внимание на историко-культурном аспекте для достижения целей устойчивых изменений социальной среды. При культурологическом подходе анализ общественного развития происходит через рассмотрение исторических типов культур. Данный подход в обучении предполагает решение трех стратегических задач: привитие обучающимся общечеловеческих ценностей; создание условий для культурного самоопределения и самоидентификации; воспитание уважения к культурному наследию человечества.
Знакомство с научными интересами и актуальными направлениями деятельности коллег открывает широкое поле для дальнейшего диалога в сфере научной деятельности и построения внутренних исследовательских связей, результаты которых будут использованы в образовательной практике. Желаем успехов в реализации поставленных целей и задач, а также расширения научных горизонтов!