ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКИЙ МОДУЛЬ «ИСТОРИЯ»
Университетское образование дает не только профессиональные знания, но и формирует всесторонне развитую личность. «Мы ценим индивидуальность, способствуем гармоничному развитию личности, предоставляем возможности для самореализации и саморазвития», — записано в «Дорожной карте» Университета ИТМО. Гуманитарная составляющая призвана способствовать интеллектуальному, нравственному и творческому развитию личности будущего профессионала. Поэтому в техническом вузе среди дисциплин общеуниверситетского модуля — «история».
КУРС «ИСТОРИЯ»:
- формирует историческое сознание и нравственные ориентиры;
- помогает осмыслению закономерностей исторического развития и прогнозированию будущего;
- воспитывает гражданскую позицию, уважение к культурно-историческому наследию, межкультурному и национальному своеобразию;
- развивает научные методы исследования, системный подход, критическое и дизайн-мышление для решения поставленных задач.
Почему изучаем историю на первом курсе?
КУРС «ИСТОРИЯ»:
- способствует формированию адекватного современному обществу научного мировоззрения, которое является важным фактором в формировании профессиональных качеств современных специалистов;
- формирует компетенции, развивающие способность анализировать социально значимые явления и процессы и применять методы гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач;
- воспитывает эмоционально-ценностное восприятие инженерной профессии и понимание обусловленности инженерной деятельности социальным контекстом.
Как проходят занятия?
- 8 лекций: изучаем теорию, обсуждаем острые проблемы, анализируем документы;
- 8 семинаров: дебаты, диспуты, сообщения и их обсуждения, мини-проекты, квесты, челленджи, диалоги с подлинниками на экспозиции музеев;
- самостоятельная работа: пишем эссе, тесты, делаем презентации;
- экзамен: устный экзамен (собеседование по экзаменационным билетам).
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МОДУЛЕ «ИСТОРИЯ»
- В 2019/20 учебном году в учебном плане дисциплина «история»:
для студентов 2 курса общий курс «история» (1 семестр),
для студентов 1 курса шесть элективных курсов (1 или 2 семестр).
- Трудоемкость дисциплины: 3 з.е.
- Язык обучения: русский.
- Формат обучения: традиционное (теория/практика/внеаудиторные занятия), смешанное (с исп. online курсов).
- Форма контроля: экзамен.
- Срок реализации: семестровый (1 или 2 семестр согласно расписанию).
ВЫБОРНОСТЬ ДИСЦИПЛИН
Обучающийся может выбрать один из шести элективных курсов в течение первой недели сентября. Электронная запись в группы будет производится через систему ИСУ. Когда выбран лимит группы (25 человек), запись в группу прекращается.
РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКОГО МОДУЛЯ «ИСТОРИЯ»
Жиркова Галина Петровна, к.п.н., доцент, директор Центра социальных и гуманитарных знаний Университета ИТМО, член Ученого совета. «История западноевропейской и русской культуры»
КОМАНДА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКОГО МОДУЛЯ «ИСТОРИЯ»
Васильев Андрей Владимирович, к.и.н., доцент. «Россия в истории современных международных отношений»
Богомазов Николай Иванович, к.и.н.,доцент, «Россия в истории современных международных отношений»
Вычеров Дмитрий Александрович, ассистент. «Реформы и реформаторы в истории России»
Копанев Андрей Александрович, к.и.н., доцент. «История становления российской государственности»
Пригодич Никита Дмитриевич, преподаватель. «Проблемы истории Европы XX века»
ДИСЦИПЛИНЫ
Россия в истории современных международных отношений
Курс посвящен проблемам внешней политики современной России и перспективам её развития. В рамках курса рассматриваются:
- Концепция внешней политики Российской Федерации в постсоветскую эпоху.
- Проблемы и перспективы современного международного развития.
- Основные подходы России к актуальным вопросам международных отношений.
Актуальность: Международные отношения все больше влияют на все сферы деятельности человека. Изучение данного курса позволит молодым людям лучше понять реалии современного международного развития и роль России в мировом сообществе.
Реформы и реформаторы в истории России
Курс фокусируется на значимых отечественных исторических деятелях и их реформах: Иван IV и опричнина, Петр I и его преобразования, Александр II и «Великие реформы», В.И. Ленин и НЭП, И.В. Сталин и модернизация страны, М.С. Горбачёв и перестройка.
Актуальность: Обучающиеся знакомятся с оценками отечественных и зарубежных исследователей реформ в истории России, приобретают навыки работы с источниками, учатся выявлять причинно-следственные связи и формулировать собственную точку зрения.
История западноевропейской и русской культуры
Курс обращается к изучению истоков и факторов формирования культур Западной Европы и России, черт их сходства и различия, прослеживает причины, формы и результаты их связей на протяжении всех этапов истории – от античности и языческой Руси до сегодняшнего дня.
- Изучаем культуру и искусство в историческом контексте.
- Осваиваем основы анализа художественных произведений с помощью стратегии визуальной коммуникации.
- Знакомимся с подлинниками в Эрмитаже, Русском музее и других музеях Петербурга.
- Участвуем в историко-культурных челленджах и квестах, осваиваем пешеходные маршруты по городу.
- Работаем над проектами, направленными на расширение межкультурной коммуникации.
Актуальность: Курс поможет студентам понять общность и различия культурных процессов Западной Европы и России в историческом контексте, сформирует у них умения и навыки, способствующие их личностному развитию и активному включению в процесс межкультурной коммуникации.
История становления российской государственности
Курс рассматривает становление государственных феноменов с момента возникновения государственности до сегодняшнего состояния государственной системы на территориях, занимаемые Русским (или Российским) государством на протяжении всего исторического времени (IX-XXI вв.). Исследуются взаимодействие и взаимообусловленность российских государственных структур (типы власти, государственного устройства, органов и механизмов управления и т.д.) в единой исторической перспективе..
Актуальность: Курс познакомит студентов с формированием и развитием государственной системы нашей страны, функционированием государственных структур, что поможет пониманию необходимости укрепления современного Российского государства , прогнозированию перспектив его развития.
Наука и техника в истории цивилизации
Курс посвящен науке, технике и технологиям и их влиянию на человечество. Он прослеживает их роль в формировании и развитии цивилизаций с древнейших времен до наших дней, а также их влияние на становление и эволюцию отдельной личности.
Актуальность: Курс поднимает вопросы развития современной цивилизации через призму научно-технического прогресса.
Проблемы истории Европы XX века
В рамках курса рассматриваются ключевые события европейской истории последнего столетия, оказавшие влияние на дальнейшее развитие континента и на формирование современной Европы. В ходе обучения студенты познакомятся с малоизвестными и дискуссионными вопросами истории Первой и Второй мировой войны, историей русской революции 1917 г. в контексте европейской истории, историей гражданских войн и их влиянием на развитие политической и социально-экономической ситуации в Европе.
Актуальность: Изучение курса позволит студентам получить знания о различных трактовках происходивших в ХХ столетии событий, основных терминах и понятиях современного исторического процесса, а также сформировать компетенции, необходимые для выработки собственной позиции и овладения аргументированным и корректным стилем ведения научной дискуссии.