НАУКА И ТЕХНИКА В ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Преподаватель: Васильев Андрей Владимирович (доцент практики Центра социальных и гуманитарных знаний Университета ИТМО).
Цели и задачи курса: Целью изучения данной дисциплины является способствование формированию научного мировоззрения студентов и их профессиональных компетенций. Задачами курса являются изучение основных этапов научно-технического прогресса, социальных факторов, оказавших на него влияние, персоналий великих ученых и их открытий, проблемных вопросов в истории науки и техники.
Навыки, приобретаемые в ходе изучения дисциплины:
- Умение искать и критический анализировать значимую для профессионального развития информацию;
- Умение работать, используя некоторые методы гуманитарных наук (анализ документов, сравнительно-исторический метод, лингвистический метод);
- Выработка навыка ведения публичной дискуссии и аргументирования своей позиции.
Форма проведения и тематика занятий:
Занятия проводятся в виде лекций и семинаров. На лекциях студенты знакомятся с основными фактами и проблемами по каждой теме, от студентов требуется ведение конспектов. Семинарские занятия, тематика которых соответствует лекционным, проходят в виде организованной преподавателем групповой дискуссии на заданную тему, совместного анализа документов, представления студенческих сообщений и докладов, интеллектуальных поединков и в других форматах.
Курс рассчитан на 8 блоков (по одной лекции и семинару) по следующим темам:
Тема 1. Введение в историю науки. Научно-технические знания доцивилизационного периода и древневосточных цивилизаций.
Тема 2. Наука и техника в античном мире.
Тема 3. Научные и технические знания в Средние века в Европе, Азии и Америке.
Тема 4. Научно-технический прогресс в эпоху Возрождения.
Тема 5. Научная революция XVII в.: начало промышленного переворота.
Тема 6. Механистическая картина мира и классическая наука.
Тема 7. Индустриальная революция XIX в. и электродинамическая картина мира.
Тема 8. Наука XX – начала XXI вв.: от индустриального к постиндустриальному обществу.
Основная учебная литература по курсу:
- Ошарин А.В., Ткачев А.В., Чепагина Н.И. История науки и техники: учебно-методическое пособие. - СПб: СПб ГУ ИТМО, 2006. - 143 с.
- Гухман В. Б. История науки и техники [Электронный ресурс] / Гухман В. Б., - 2-е изд. - 2016. - 128 с.
- История науки и техники. Материалы и технологии: [рек. ред.-издат советом МГУИ в качестве учебного пособия] / А. А. Шейпак; Федер. агентство по образованию, МГИУ, ИДО. — 3-е изд., изм. и доп. — М.: [МГИУ], 2010.
Формы текущей и промежуточной аттестации:
Аттестация по курсу проводится в рамках балльно-рейтиноговой системы оценивания (БАРС 2.0). Для получения положительной оценки студентам необходимо набрать минимум 60 из 100 баллов.
В рамках работы на лекциях и семинарах оценивается активность студентов, участие в дискуссии и интеллектуальных поединках, подготовка сообщений и докладов, написание тематических тестов и рефератов, проектная работа. Студенты также набирают баллы посредством тестирования общих знаний по истории России в ЦДО.
По завершении курса студенты, желающие повысить свою оценку или не достигшие порога в 60 баллов, имеют право сдать устный экзамен по билетам, предоставленным преподавателем в начале курса. Максимум баллов за экзамен: 20.